Статьи О Спорте.
История баскетбольных маек. Часть 3
В
третьем выпуске нашего обзора имиджево-текстильной истории клубов НБА
мы переключаемся на Центральный дивизион. Дивизион «Плохих парней» и
Джордана. Абдул-Джаббара и Джордана. Леброна и Джордана. Реджи Миллера и
Джордана. И давайте не будем забывать о Джордане!
«Детройт» -
историческая реликвия мирового баскетбола. Во-первых, это самый старый
из ныне существующих клубов НБА, а во-вторых, его основатель Фред
Золлнер также является законным родителем самой лиги. Самым что ни на
есть! Ведь НБА, как и многие другие отпрыски бурных времен и
взрывоопасных межчеловеческих отношений, была в прямом смысле слова
зачата на кухне. Кухне в доме г-на Золлнера. |
|
Фред
был магнатом – его металлургическая компания в городе Форт-Уэйн (штат
Индиана) выпускала поршни для американских автомобилей, тракторов и
локомотивов. Поэтому, создав в 1941 году профессиональный баскетбольный
клуб (в лиге НБЛ), он назвал его «Форт-Уэйн Золлнер Пистонз» -
«Золлнеровские поршни». На эмблеме клуба красовался собранный из поршней
железный баскетболист, а на сине-бело-красной форме – надпись Zollner Pistons (похоже, что светлый вариант формы включал в себя белую майку и синие трусы).
Такого рода реклама была в тогдашнем баскетболе совсем не редкостью. В
той же НБЛ, например, играли такие команды, как «Акрон Файрстоун
Нон-Скидс» («Нескользящие шины Файрстоуна») и «Толедо Джим Уайт
Шевроле».
В 1948 году Золлнер перевел свой клуб в недавно
созданную БАА (Баскетбольную ассоциацию Америки), после чего убрал свою
фамилию из названия. Форма «Форт-Уэйн Пистонз» теперь рекламировала
только место жительства
клуба. А еще через год Золлнер стал инициатором слияния НБЛ и БАА в
новую лигу – НБА. И да, решающие переговоры между руководством обеих лиг
действительно прошли в доме Золлнера, за его кухонным столом.
«Поршни» неплохо играли (две победы в чемпионате НБЛ,
два выхода в финал НБА), и в Форт-Уэйне на них ходили, но новая лига
росла и развивалась, и выжить в ней команды из маленьких городов уже не
могли. В 1957 году Золлнер перевез свой клуб в Детройт – столицу
американского автопрома, где название «Поршни» было очень даже к месту.
Эмблему команде сделали в стиле тех времен предельно функциональной и без намека на какие-либо красивости. В последующие четыре десятилетия она если и менялась, то чуть-чуть – в сторону уменьшения несомой информации и большего присутствия клубных цветов.
К простоте тяготела и форма клуба,
не шибко изменившаяся с форт-уэйнских времен. В 1960-е годы «Поршни»
начали писать название команды (на домашней форме; на выездной было
название города) прописью и поместили на трусы букву D. В начале 1970-х поэкспериментировали с заменой синего цвета выездной формы на голубой – эта идея была настолько непопулярной, что синий цвет вернулся два года спустя. Но зуд новаторства не прошел, и уже в 1974-м был опробован еще более радикальный вариант – с красным цветом в качестве основного.
В 1978-м в команду пришел новый тренер – Дик Вайтэл,
маленький итальянец с внешностью циркового клоуна и темпераментом
пулемета «Максим». Эпоха Вайтэла продлилась всего один год, но успела
нанести тяжелую травму глазам и душам
фанатов «Детройта». Какое отношение имеет молния к поршням (это
все-таки не свечи), объяснено так и не было. К счастью, в 1981-м
детройтский клуб снова опростился и выдал самую известную форму в своей истории. Эти простые сине-красно-белые
майки навели страху на НБА 80-х – не столько сами по себе, сколько
своим содержанием. А содержали они Айзейю Томаса, Билла Лэмбира, Винни
Джонсона, Денниса Родмана
и остальных «Плохих парней» тренера Чака Дейли – двукратных чемпионов
НБА и одного из самых неприятных соперников в истории лиги.
А потом, пусть и по законам арифметики, но все равно к сожалению, наступили 1990-е – тяжелое, жуткое время в истории спортивной формы. Время, которое лучше всего было провести слепым.
По «Детройту» это время ударило с предельной жестокостью: в 1995-м,
всего через пять лет после второго чемпионского сезона, с «Поршней»
прилюдно содрали их простую и величественную форму, выдав взамен пижамы,
главенствующим цветом в которых был не то бутылочный оттенок голубого,
не то токсический отлив зеленого. Еще больше пострадала эмблема – на ней
появилась лошадь,
которой какой-то живодер подпалил гриву и оторвал ноги, заменив их
стальными трубами. Называлась эта пропаганда вивисекции «Лошадиные силы»
и символизировала те усилия, которые требовались болельщикам «Пистонз»,
чтобы не вырвать себе глаза. Но клуб, видимо, счел эффект недостаточным
и в 1997 году добавил альтернативную форму цвета автомобильной ржавчины.
Продлился кошмар до 2001-го года, когда «Детройту»
наконец-то вернули лишь слегка модернизированный вариант старой формы. С
несчастным конем-киборгом расставались чуть дольше – сперва его только перекрасили,
но к 2005-му поняли, что синим пламенем он горит не лучше, чем горел
оранжевым, и бедное животное наконец усыпили. Сейчас команда использует
скучный, стандартный, но (все познается в сравнении) такой замечательный
классический логотип. |
|
Штат Индиана
сходит с ума по баскетболу и автогонкам. Но автогонки предпочитает
профессиональные, а баскетбол – любительский, то есть школьный и
студенческий. С ним в штате связаны давние традиции и важные
культурно-исторические вехи. Поэтому профессиональный баскетбол в
Индиане прижился не сразу – лишь с третьей попытки, после переезда
«Форт-Уэйн Пистонз» и смерти «Индианаполис Олимпианс». И случилось это
благодаря новой лиге – АБА, основанной в конце 1960-х. |
Название
новой команды из Индианы представляло собой игру слов. Pacer означает
одновременно «машина, задающая темп во время гонок» (вот вам и связь с
другим популярным видом спорта) и «лошадь-иноходец» (а в Индиане скачки
рысаков тоже пользуются успехом). Кроме того, название намекало на
амбицию клуба задавать темп в мировом баскетболе. Что, в целом,
«Индиане» и удалось – она стала сильнейшей командой АБА и в 1976-м,
после роспуска лиги, была принята в НБА.
«Пэйсерс» уникален тем, что за все годы своего
существования ни разу не менял цветов, всегда играя в желто-синем. Даже
первоначальная эмблема клуба мало отличается от современной,
хоть и привлекает внимание размерами (и, собственно, присутствием)
теннисного мяча. Что касается формы, то она пережила несколько
интересных эпох – от элементарной к псевдо-атлантской и до прописной. В НБА были опробованы вариант с желтыми буквами на белом фоне и простейшая выездная форма, явно копирующая «Лейкерс». Этого последнего факта в Индиане не скрывали и даже кратковременно перешли в 1983 году на желтую домашнюю форму. В 1980-е «Иноходцы» играли в оригинальных майках с поперечной полосой.
В 1990-м новую форму для «Индианы» создала известная
бегунья Флоренс Гриффит-Джойнер, и она натуральным образом стала похожа
на трико легкоатлетов. Недаром Реджи Миллер
в ней выглядит так, будто сейчас же прыгнет через барьер. Этот
несимметричный, но очень консервативный по меркам 1990-х фасон
продержался до 1997 года, когда в команду пришел главным тренером Ларри
Берд, и никакой быстрой беготни форма «Пэйсерс» уже не могла
символизировать просто по определению.
Эпоха Берда прошла для «Индианы» в майках в тонкую полосочку и в возрожденной желтой форме. Но больше всего эти полоски запомнились тем, что их носил Рон Артест во время безобразного побоища в Детройте
в 2004-м, которое серьезно подорвало репутацию НБА и уничтожило шансы
«Индианы» на чемпионство. На следующий сезон «Пейсерс» вышел уже в новой
форме, в которой играет и по сей день. |
Эта команда
появилась в НБА в 1970 году, и название ей подобрали болельщики
посредством специального конкурса. «Кавалеры» в данном случае – то же
самое, что «шевалье», в более буквальном смысле – «кавалеристы». На
самой первой эмблеме как раз шевалье (впрочем, спешившийся) и был изображен. Бросались в глаза и цвета формы – винно-золотые, и сама форма, украшенная пером с мушкетерской шляпы. |
|
В 70-е и начале 80-х «Кавалеры» пережили еще две вариации винно-золотой формы – с отделкой в горизонтальную полосочку и с более тусклой расцветкой.
Во всех случаях домашняя форма была не белой, а желтой (в последнем
случае – металлическо-золотого оттенка). В 1983 году у команды сменились
владельцы, и пришло время менять имидж. Цвета сделали оранжево-синими,
эмблема вместо мушкетера стала символизировать уроки рисования в третьем классе, а форма перешла в стадию незамутненной простоты. Но, видимо, и такой облик сочли чересчур кричащим, и в 1987-м основным цветом формы стал синий (и даже эту форму смогли через пару лет упростить, заменив надпись на груди).
А потом, как нетрудно догадаться, стукнули 90-е. Тут, я думаю, комментарии излишни – достаточно фактов. Новая эмблема – «Разрушение унитаза». Новые цвета – черно-оранжево-голубые. Новая форма...
Самое лучшее, что можно сказать о фасонах 90-х – долго они не жили. В
1999 году голубая обмотка вокруг торса «Кавалеров» исчезла, уступив
место более строгому дизайну. А в 2003-м, с приходом Леброна Джеймса, клуб вдруг одумался и вернулся к истокам - винно-золотой форме и милитаристской эмблеме. Не был, впрочем, забыт и синий цвет – он остался на альтернативных майках.
Как встретили Леброна новой формой – так и проводили
тем же. В этом сезоне «Кавалеры» сыграют в новых майках более простого
дизайна и более яркого оттенка золотого цвета. |
|
Название этого клуба, появившегося на свет в 1968 году, означает «Олени»
и имеет глубокий культурно-краеведческий смысл. Дело в том, что в штате
Висконсин охота на оленей – не только любимое хобби туземцев, но и
жизненная необходимость. С тех пор как американские пионеры отстреляли в
Висконсине всех волков, оленей в тамошних лесах расплодилось
невероятное количество, и теперь уже приходится отстреливать их. Первый
убитый олень символизирует для юного висконсинца переход от детства к
отрочеству. Дикий народ, дети Среднего запада... |
Цвета
команды с самого начала были зелено-бело-красные (если задуматься над
символикой, то охота на оленя в хвойном зимнем лесу представляется
именно в этих тонах). Именно с этими цветами связаны в Милуоки воспоминания о великом Лу Алсиндоре
(который позже приобретет еще большую славу в другом городе и под
другим именем – Карим Абдул-Джаббар) и чемпионстве 1971 года. Позже у
«Оленей» было несколько вариаций на ту же зелено-красную тему, пока в 1986-м клуб не избавился от красного цвета, заменив его на несколько оттенков зеленого.
В середине 90-х команда сменила эмблему (сравнительно удачно) и стала играть в потрясающе кошмарной фиолетово-зеленой форме. Просветление пришло в 2006-м, и «Олени» вернули себе старые цвета, перекрасив в них и эмблему. |
Майкл Джордан. А что еще нужно об этой команде знать, кроме того, что в ней играл Майкл Джордан?
Ну да, она существовала и до него (если быть конкретным, с 1966 года) и
была названа в честь мясной промышленности Чикаго. Но факт остается
фактом – эпох в истории у этого клуба было три: до Джордана, при
Джордане и после Джордана. И во всех этих эпохах команда играла в
красно-черном, почти не меняя форму. Было время, когда слово «Чикаго»
было набрано прописью, а номера сдвинуты набок
и прочие мелочи. Но в целом все, вплоть до пятиугольников на трусах,
оставалось неизменным со времени основания клуба. И теперь уже вряд ли
изменится. Разве можно поменять форму, в которой играл Джордан? |
|
|
Категория: Полезные советы | Добавил: Vladislav (16.10.2010)
|
Просмотров: 987
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Наш опрос |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|